Методики
Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных организациях независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности осуществляется согласно:
- Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения (приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348) (далее - Стандарт);
- Типовых учебных планов дошкольного воспитания и обучения (приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 декабря 2020 года № 557);
- Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения (приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499).
Также дошкольные организации руководствуются Типовыми правилами деятельности дошкольных организаций (приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 31 августа 2022 года № 385).
Стандарт определяет требования к:
- содержанию дошкольного воспитания и обучения с ориентиром на результаты воспитания и обучения;
- максимальному объему учебной нагрузки воспитанников;
- сроку воспитания и обучения.
Целостное развитие и раскрытие потенциала каждого ребенка на основе общечеловеческих и национальных ценностей с учетом его интересов, особенностей и потребностей, формирование умений и навыков воспитанников осуществляется через:
- физическое развитие;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие познавательных и интеллектуальных навыков;
- развитие творческих навыков, исследовательской деятельности;
- формирование социально-эмоциональных навыков.
Физическое развитие
Физическое развитие предусматривает воспитание физически здорового ребенка, формирование осознанного отношения к своему здоровью, основ здорового образа жизни, навыков безопасной жизнедеятельности.
Физическое развитие осуществляется ежедневно в игровой форме и через организованную деятельность по физической культуре (адаптивной физической культуре для детей с особыми образовательнысми потребностями), плаванию (при наличии плавательного бассейна) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Задачи физического развития: оказание содействия родителям в приобретении навыков по уходу и развитию детей с раннего возраста; формирование у воспитанников культурно-гигиенических навыков, двигательного опыта через освоение основных видов движений; развитие физических качеств и потребности в двигательной активности; проведение различных игр; развитие творческих способностей и навыков взаимодействия в команде и др.
Развитие коммуникативных навыков
Развитие коммуникативных навыков предусматривает формирование устной речи, словарного запаса, овладение навыками общения в различных жизненных ситуациях, развитие мелкой моторики рук, развитие навыков работы в команде с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей.
Развитие коммуникативных навыков осуществляется ежедневно в игровой форме и через организованную деятельность по развитию речи, художественной литературе, основам грамоты, казахскому языку с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Задачи развития коммуникативных навыков: развитие устной связной речи воспитанников в различных видах детской деятельности, через знакомство с детской художественной литературой, культурой, обычаями и традициями народа Казахстана, чтение, пересказывание, анализ произведений, формирование звуковой культуры речи, обогащение активного словаря, овладение нормами речи, культуры общения.
Развитие познавательных и интеллектуальных навыков
Развитие познавательных и интеллектуальных навыков предполагает овладение воспитанниками элементарными навыками познавательной и исследовательской деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром.
Развитие познавательных и интеллектуальных навыков осуществляется ежедневно в игровой форме и через организованную деятельность по сенсорике, основам математики, ознакомлению с окружающим миром с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Задачи развития познавательных и интеллектуальных навыков: формирование представлений о сенсорных эталонах, элементарных математических понятий и представлений; овладение способами конструктивной деятельности; развитие креативного и критического мышления; воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к национальной культуре.
Развитие творческих навыков, исследовательской деятельности детей
Для развития творческих навыков, исследовательских способностей создаются условия для развития творческого воображения, эмоционально-чувственной сферы, мировоззрения, мышления, художественно-эстетического вкуса, воспитание патриотизма через приобщение к национальной культуре с учетом индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников.
Задачи развития творческих навыков, исследовательской деятельности: формирование умений и навыков восприятия и понимания произведений искусства, эмоционального познания окружающего мира, представлений о видах искусства.
Развитие творческих навыков, исследовательской деятельности детей осуществляется ежедневно в игровой форме и через организованные деятельности по рисованию, лепке, аппликации, конструированию и музыке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Формирование социально-эмоциональных навыков
Целью формирования социально-эмоциональных навыков является позитивная социализация воспитанников, в том числе детей с особыми образовательными потребностями, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование духовно-нравственных ценностей.
Формирование социально-эмоциональных навыков осуществляется ежедневно в игровой форме и через организованную деятельность по ознакомлению с окружающим миром с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Задачи формирования социально-эмоциональных навыков: приобщение к социальным и этическим традициям и нормам общества, общечеловеческим ценностям, воспитание самостоятельности, решение жизненных ситуаций, формирование уважительного отношения к окружающим людям, чувства принадлежности к своей семье, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, развитие способности и готовности воспитанника к проявлению нравственных качеств, активным действиям, поступкам, отвечающим требованиям нравственных норм, формированию знаний и уважения к истории и культуре Родины, расширение представлений о родной земле, формирование уважительного отношения к различным видам труда и людям разных профессий, расширение знаний о предметах и явлениях живой и неживой природы, развитие креативного мышления.
При планировании воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях учитываются вариативность и использование различных форм, методов и приемов организации детской деятельности, интересы, потребности, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
При воспитании и обучении детей с особыми образовательными потребностями руководствуются типовой, учебной, специальной, индивидуальной/адаптированной образовательными программами в соответствии с образовательными потребностями ребенка.
В Стандарте определены:
возрастная периодизация:
- ясельный возраст – дети 0 (новорожденные дети) - 2 года;
- дошкольный возраст – дети 3-5 лет;
возрастные группы:
- группа раннего возраста – дети 1 года;
- младшая группа –дети 2-х лет;
- средняя группа – дети 3-х лет;
- старшая группа – дети 4-х лет;
предшкольная группа, предшкольный класс школы (лицея, гимназии) – дети 5-ти лет.
Срок освоения содержания Типовой учебной программы – 5 лет, в одной возрастной группе – 1 год.
Отслеживание уровня воспитания и обучения детей осуществляется на основе мониторинга достижений ребенка в соответствии с возрастом ребенка. Для проведения мониторинга по усвоению содержания Типовой программы дошкольного воспитания и обучения разработана система индикаторов.
Стандартом определены требования к выпускнику дошкольной организации – «выпускник дошкольной организации – это воспитанник физически развитый, любознательный, инициативный, настойчивый, способный адаптироваться, коммуникабельный, уверенный в себе, умеющий работать в команде, эмоционально отзывчивый, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
Система Монтессори — это педагогическая система, которая была разработана итальянской врачом и педагогом Марией Монтессори в начале 20-го века. Методика Монтессори основана на принципах развития самостоятельности, инициативы и критического мышления. Она предоставляет детям возможность для свободного выбора и самостоятельной деятельности в безопасной и доброжелательной среде.
Образовательная система Монтессори – это уникальная методика, которая основана на идеи развития внутреннего потенциала, и развития жизненных навыков ребенка. Основными принципами данной системы является организованная среда и подготовленный взрослый.
Принципы методики:
Свобода выбора: дети сами выбирают, чем им заниматься, в соответствии со своими интересами и темпом развития.
Самостоятельность: взрослый выступает в роли помощника, а не учителя, и его задача – создать условия для того, чтобы ребенок мог делать все сам.
Практическое обучение: дети учатся через игру и практические упражнения, а не через лекции и заучивание информации.
Уважение к личности: каждый ребенок уникален и ценен, и к нему нужно относиться с уважением.
Развивающая среда: пространство вокруг ребенка должно быть организовано таким образом, чтобы стимулировать его любознательность и желание учиться.
Особенности системы Монтессори:
- Подготовленная среда. В Монтессори-классах создана специально подготовленная среда, которая способствует развитию детей. Эта среда включает в себя дидактические материалы, которые соответствуют возрасту и интересам детей.
- Роль подготовленного взрослого. Взрослый в Монтессори-классе выступает в роли помощника, который обеспечивает детям поддержку и направляет их в процессе обучения.
- Свободный выбор. Дети в Монтессори-классах имеют возможность свободного выбора деятельности. Они могут выбирать, что и как они хотят изучать.
Преимущества системы Монтессори:
- Дети, обучающиеся по методике Монтессори, более самостоятельны, инициативны и способны к критическому мышлению.
- Методика Монтессори способствует развитию творческих способностей и навыков.
- Методика Монтессори создает безопасную и доброжелательную среду, где дети могут свободно учиться и развиваться.
Философия метода Монтессори основана на следующих ключевых принципах:
1. Уважение к ребенку:
- Ребенок — это уникальная личность, обладающая огромным потенциалом для саморазвития.
- Взрослый должен уважать индивидуальность ребенка, его интересы и потребности.
- Задача взрослого - не учить, а создавать условия для самостоятельного развития ребенка.
2. Свобода:
- Ребенку необходима свобода для исследования мира, самовыражения и творчества.
- Взрослый должен предоставлять ребенку возможность делать выбор и действовать самостоятельно.
- Свобода ребенка ограничена только рамками безопасности и уважения к другим людям.
3. Подготовленная среда:
- Окружающая среда должна быть специально подготовлена для развития ребенка.
- В ней должны присутствовать материалы, которые стимулируют различные навыки и сферы развития.
- Материалы должны быть доступны ребенку и соответствовать его возрасту и возможностям.
4. Сенсорное развитие:
- Развитие сенсорных навыков является ключом к познанию мира.
- В среде Монтессори присутствует множество материалов, которые развивают различные сенсорные системы: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние.
5. Практическая деятельность:
- Ребенок учится лучше всего, когда он активно участвует в процессе обучения.
- В методе Монтессори большое внимание уделяется практическим упражнениям, которые позволяют ребенку осваивать различные навыки и знания на собственном опыте.
6. Социальное развитие:
- В среде Монтессори дети учатся взаимодействовать друг с другом, сотрудничать и решать конфликты.
- Взрослый выступает в качестве наблюдателя и ненавязчиво помогает детям в их социальных взаимодействиях.
7. Индивидуальный подход:
- Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе.
- Взрослый должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подбирать для него соответствующие материалы и задания.
Метод Монтессори позволяет детям развиваться в соответствии с их природными потребностями и интересами. Созданная уникальная развивающая среда Монтессори педагогами дает возможность свободно исследовать и дают ключи к познанию мира. Он помогает им стать самостоятельными, уверенными в себе и хорошо подготовленными к жизни.
Каких результатов достигает ребенок в Монтессори классе?
В Монтессори среде ребенок учится слушать себя, доверять миру и не боятся ошибок. В среде созданы все условия для естественного своевременного развития всех навыков и умений ребенка. Монтессори среда формирует независимую и здоровую самооценку, обретает богатый сенсорные опыт и развивает жизненно важные практические навыки.
- Развивает самостоятельность, независимость, ответственность, самодисциплину и уверенность в себе.
- Овладевает навыками практической жизни
- Учится концентрации внимания и формирует внутренний порядок.
- Развивает мелкую и крупную моторику, координацию движении.
- Развивает и утончит сенсорные чувства.
- Развивает когнитивные функции (память, логику, мышление, воображение, креативное мышление и т.д.)
- Развивает эмоциональные интеллект, социально адаптируется и учится коммуницировать.
- Пополняет словарный запас и овладевает грамматический правильной речью.
- Усвоит элементарные математические представления и ознакомится с окружающим миром.
- Сформирует творческие способности и эстетический вкус.
- Раскроет внутренний потенциал и таланты.
Метод Монтессори используется во всем мире в детских садах, школах и других образовательных учреждениях. Он подходит для детей всех возрастов, от рождения до 18 лет.
Система Монтессори используется в различных странах мира, в том числе в России, США, Великобритании, Италии, Китае и других. Она используется в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования, а также в домашних условиях.
Успешность технологии Монтессори подтверждается различными исследованиями. Например, исследование, проведенное в США, показало, что дети, посещающие детские сады Монтессори, имеют более высокий уровень развития самостоятельности, инициативы и критического мышления, чем дети, посещающие традиционные детские сады.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности, период формирования жизненных навыков и речевого развития, приобщения ребенка к миру культуры, общечеловеческих ценностей.
В нашем центре мы используем авторские методики и методиеские пособия, с которыми мы эффективно работаем вот уже много лет. Авторские методики и методические пособия разработаны нашими специалистами – педагогами с учетом возрастных особенностей и потребностей.
Мы много внимания уделяем оснащению и созданию развивающей зоны, использования которых помогут разнообразить занятия в детском саду, а также помогут сделать их увлекательными и запоминающимися.
Грамотное сочетание традиционных методов и авторских методик и пособий позволяет создать оптимальную образовательную среду для всестороннего развития детей дошкольного возраста.